Домой! rab3D
<< Часть 5. Завершение сепаратора Уроки Часть 7. Моделирование
стопорного кольца >>

Часть 6. Моделирование защитной крышки


Защитную крышку смоделируем также, как мы моделировали внутреннее и внешнее кольца. Сначала создадим поперечное сечение крышки, затем повернём его вокруг центра подшипника и получим трёхмерную деталь.

В окне управления "Outliner" установите "608-Race" видимым, остальные детали скройте. В режиме объекта установите курсор в центр объекта "608-Race", т.е. в центр подшипника.

Добавим примитив "Плоскость". Нажмите Пробел, в открывшемся меню выберите "Add -> Mesh -> Plane". Появится плоскость в режиме редактирования.


Перетащите четыре вершины плоскости и располо­жите их в первой выемке верхнего кольца, как показано на рисунке/

Выделите две нижних вершины и удалите X их, – мы начнём моделирование крышки с двух верхних вершин.

Переместите G левую вершину по оси Y на 1.75 так, чтобы длина ребра составила 0,25 мм – это толщина материала защитной крышки.

Выдавите E ("Only Vertices") обе концевые вершины по оси Z на –0.75.

Переместите G внутреннюю нижнюю вершину по оси Z ещё на –0.144, чтобы потом сформировать угол наклона нового ребра в 60 градусов от вертикали.

Установите курсор на внутренней нижней вершине, затем выдавите эту вершину на –1,5 мм по оси Y.

Поверните R получившееся ребро на угол –30 градусов относительно курсора.

Повторите то же самое для внешнего ребра.

Защитная крышка имеет толщину 0,85 мм, поэтому выдавите две вспомо­гатель­ных вершины из верхнего правого угла: на –0,6, затем ещё на –0,25 по оси Y.

Выдавите ребро из этих двух вершин по оси Z и расположите новые вершины между рёбрами защитной крышки. Выдавите ещё одно ребро по оси Z ниже защитной крышки.

Мы используем вспомогательные рёбра для того, чтобы точно отрезать наклонные рёбра крышки по длине.

Выделите все вершины A и откройте меню "Knife", выберите "Knife (Exact)".

Кликните ЛКМ ниже нижней правой вершины, нажмите Ctrl и перемещайте нож к этой вершине, пока линия не "прилипнет" к ней. Кликните ЛКМ и переместитесь к вершине сверху. Ctrl-ЛКМ, чтобы линия "прилипла" к этой вершине и Enter – закончить линию разреза.


Повторите это для внешнего ребра, но начните линию разреза с левой верхней вершины и двигайтесь к вершине ниже.


Теперь у нас есть две новых вершины, определяющих толщину защитной крышки.


Нам больше не нужны вспомо­гатель­ные точки и точки на концах рёбер крышки.

Выделите и удалите X их.



Выделите две концевых вершины крышки, чтобы потом выдавить их.

Перед выдавливаниеи надо установить курсор на верх внутреннего кольца. Перейдите Tab в режим объекта и выделите "608-Race". Вернитесь Tab в режим редактирования этого объекта. Выделите вершину ПКМ сверху внутреннего кольца и установите на неё курсор Shift-S "Cursor->Selection".

Перейдите Tab в режим объекта, выделите объект "Plane" (защитная крышка) и вернитесь Tab в режим редактирования этого объекта.

Выдавите две выделенных вершины в направлении внутреннего кольца по оси Z.

Теперь выровняем их по внутреннему кольцу.

Оставив опорной точкой 3D-курсор, выровняем S концевые точки по оси Z с отклонением 0. Теперь эти точки касаются внутреннего кольца и нам надо немного их отодвинуть, чтобы получить некоторый зазор.

Переместим вершины G по Z, чтобы получить зазор 0.02. Теперь вершины не касаются внутреннего кольца.


Для завершения базо­вого контура защитной крышки, нажмите F – соз­дать ребро между этими вершинами.

Теперь у нас есть эскиз поперечного сечения защитной крышки, расположенной строго против жёлоба для шариков. Поскольку нам больше не надо будет ориентироваться на кольцо подшипника, нажмите Num-/ и перейдите в локальный вид защитной крышки.

Осталось только добавить скругления углам крышки.


Добавление скруглений

Я покажу два способа точного построения скруглений: тригонометрический и с использованием вспомогательных построений без необходимости использовать калькулятор. В обоих случаях надо знать углы между рёбрами, радиус скругления и необходимо, чтобы одно из рёбер было параллельно какой-либо из осей координат.

Построение скруглений – тригонометрический способ

Сначала надо узнать угол между рёбрами, который мы будем скруглять. Если вы не планировали конструкцию модели заранее и строили линии произвольно, то найти угол можно создав грань из трёх вершин и воспользовавшись кнопкой "Edge Angles" в панели "Mesh Tools 1".

Ещё потребуется, чтобы одно из рёбер было параллельно какой-либо из осей координат.

Чтобы задать центр скругления, построим прямоугольный треугольник со стороной, равной радиусу скругления, и углом, равным половине угла A. Гипотенуза будет расстоянием от центра до вершины угла.

Определив гипотенузу, выдавите E вершину на пересечении по известной оси и поверните R её на угол 1/2 угла A.

sin(1/2A) = радиус/гипотенуза.

Гипотенуза = радиус/(sin(1/2A)).

Построение скруглений – способ вспомогательной геометрии

Выдавите вершину на пересечении на расстояние 1,5 радиусов.

Поверните эту вершину на 1/2 угла A.


Выдавите вершину на пересечении перпендикулярно ребру по координатной оси на расстояние радиуса скругле­ния. Из этой вершины выдавите ещё одну параллельно ребру по координатной оси. На пересечении двух линий получим точку центра скругления.


Используя нож K, привяжите линию разреза Ctrl-ЛКМ к двум вспомогательным точкам параллельно координатной оси и врежте новую вершину в точку центра скругления.



Из точки центра выдавите вершину перпендикулярно ребру по координатной оси на величину радиуса скругления.




Установите курсор в точку центра и поверните вершину конца ребра радиуса на угол (180 – угол A).



Удалите вспомогательные вершины.



Восстановите рёбра между скруглением и соседними вершинами.



Возвращаясь к защитной крышке, мы используем способ вспомогательной геометрии для построения скруглений с малым радиусом – 0,1 мм и большим радиусом – 0,35 мм. Угол между рёбрами составляет 120 градусов.

В точке пересечения внутреннего угла выдавите E вершину по оси Z на расстояние 0.15 мм и поверните R её на –60 градусов.


Снова из точки пересечения выдавите вершину на расстояние –0.1 по оси Y (величина радиуса) и, затем, выдавите её выше ребра, повёрнутого на 60 градусов.


Выделите всё A и врежте K "Knife (Exact)" вершину на ребре, повёрнутом на 60 градусов, привязав Ctrl-ЛКМ её к ребру, находящемся на расстоянии радиуса скругления от защитной крышки.

Выделите новую вершину в центре радиуса скругления и установите на неё курсор.


Из центра скругления выдавите вершину на 0,1 по оси Y на переднее ребро крышки и ещё раз на 0,25 по оси Y на заднее ребро крышки.




В панели "Mesh Tools" установите "Degr:60" и "Step:7" и поверните две вершины.


В режиме выделения рёбер дважды нажмите B, вызвав кисть выделения, КМ уменьшите размер кисти и ЛКМ выделите рёбра между скруглениями. Удалите X эти рёбра.


Повторите то же для нижнего скругления.




Вернувшись в режим выделения вершин, выделите все вспомогательные вершины и удалите их. У нас остались скругления и верхнее и нижнее рёбра сечения крышки.

Выделите обе вершины пропущенного ребра и нажмите F, чтобы вставить новое ребро.



Повторите то же для каждого открытого участка.


Теперь у нас имеется полностью законченное поперечное сечение защитной крышки, готовое для создания трёхмерного объекта. Однако, как и ранее, курсор находится не там, где надо.


Выделите все вершины A и перейдите в режим объекта Tab.

Установите курсор в центр объекта: Shift-S Cursor->Selection.


Вернитесь в режим редактирования Tab и перейдите в вид спереди NumPad 1.



В панели "Mesh Tools" установите "Degr:360" и "Step:64", и нажмите "Spin" для получения 3D-объекта.

Выделите все вершины A и удалите дубликаты W "Doubles".


Теперь защитная крышка почти готова, осталось добавить фаски на края.




В режиме выделения рёбер выделите Shift-Alt-ПКМ четыре замкнутых контура, отмеченных на рисунке.


Используя скрипт "Bevel Centre", описанный в части 4, добавьте фаску 0,05 мм.

Закончим защитную крышку, применив модификатор "Edge Split", также описанный в части 4.


Защитная крышка нужна и на другой стороне подшипника. Вместо повторного моделирования продублируем готовую защитную крышку и зеркально отразим относительно центра подшипника.


Переключитесь в режим объекта Tab и перейдите в вид справа NumPad 3. Убедитесь, что курсор находится в центре объекта.

Нажмите Shift-D для дублирования объекта, затем Esc, чтобы оставить дубликат на оригинале.

Нажмите Ctrl-M для вызова меню "Mirror" и выберите "X Local".



Сейчас созданы обе защитные крышки и надо дать им осмысленные названия. Выделите "Plane" в окне "Outliner" и в панели "Links and Materials" измените название на "OB:608-ShieldA". "Plane.001" также переименуйте в "OB:608-ShieldB".


Нажмите Ctrl-W и сохраните работу.


Последними деталями сборки подшипник будут стопорные кольца, необходимые для удержания защитных крышек на месте. Им посвящена следующая часть.


<< Часть 5. Завершение сепаратора Уроки Часть 7. Моделирование
стопорного кольца >>
 
All Content © 2008 Robert Burke, unless otherwise stated.
Перевод: Смирнов В. Петрович
Домой! rab3D
Hosted by uCoz