Стопорное кольцо, пожалуй, са́мая простая деталь для моделирования. Начнём со вставки меша «Plane» для формирования кольца.
Находясь в режиме объекта, перейдите в вид справа NumPad-3 и, убедившись, что курсор находится в центре подшипника, вставьте меш "Plane" (Пробел, "Add" -> "Mesh" -> "Plane").
Переместите меш так, чтобы верхняя правая вершина оказалась в выемке для стопорного кольца внешнего кольца.
Выделите левые вершины и переместите G их по оси Y на 1,6, чтобы ширина стала 0,4 мм.
Выделите нижние вершины и переместите на 1,25 по оси Z, чтобы высота стала 0,75.
Перейдите в вид спереди NumPad-1 и поверните вершины вокруг центра подшипника. В панели "Mesh Tools" установите "Degr:360" и "Step:64". Нажмите "Spin" и сформируйте 3D-кольцо.
Выделите два замкнутых контура вершин поперёк кольца и удалите X их, создав разрыв кольца.
Убедитесь, что вы выделили вершины как на передних рёбрах, так и на задних.
Чтобы кольцо можно было вытащить каким-либо острым инструментом, разрез должен быть сделан под углом.
Для его формирования выделите четыре вершины по краям разрыва на внешней стороне и вращайте R их относительно центра кольца.
Поверните вид и выделите 4 вершины на одном из концов. Вставьте грань F.
Сделайте то же самое на другом конце.
Переключитесь в режим выделения рёбер и выделите четыре контура, образующие внутреннюю и внешнюю поверхности Shift-Alt-ПКМ.
Выделите рёбра на концах.
Используя скрипт "Bevel Centre", описанный в части 4, добавьте фаску 0,05 мм.
Выделите все вершины A и в панели "Mesh Tools" нажмите "Set Smooth".
Закончите стопорное кольцо добавлением модификатора "Edge Split" с установками по умолчанию, как описано в части 4.
И, чтобы закончить полностью, создадим зеркальную копию стопорного кольца на другой стороне подшипника.
В режиме объекта перейдите в вид справа.
Скопируйте кольцо Shift-D и нажмите Esc, оставив копию в том же положении.
Убедившись, что курсор находится в центре объекта, нажмите Ctrl-M и выберите в меню "X Local". Копия кольца будет зеркально отражена га противоположной стороне подшипника.
В окне "Outliner" выберите "Plane" и в панели "Links and Materials" переименуйте её в "OB:608-CirclipA". Затем выберите "Plane.001" и переименуйте её в "OB:608-CirclipB".
На этом моделирование деталей подшипника закончено.
В окне "Outliner" выделите все значки "глаз", чтобы в 3D-окне были видны все детали. (Если детали не появляются, возможно, вы всё ещё находитесь в локальном виде. Попробуйте закрыть локальный вид нажатием NumPad-/). Вращайте вид, чтобы осмотреть свою работу.
Защитная крышка скрывает большинство деталей, поэтому попробуйте её скрыть (значок "глаз" в окне "Outliner").
Нажмите Ctrl-W и сохраните работу.
Резюмируем команды и инструменты, использованные в этом уроке.
Сочетания клавиш и кнопки
NumPad-7 | Вид сверху | | E | Выдавливание |
NumPad-1 | Вид спереди | | G | Перемещение |
NumPad-3 | Вид справа | | S | Масштабирование, привязка к оси координат |
КМ | Масштаб изображения (Колёсико Мыши) | | Shift-S | Привязка |
СКМ | Вращение изображения (Средняя Кнопка Мыши) | | X; Y; Z | Привязка к оси координат |
Shift-СКМ | Перемещение вида | | Tab | Переключение между режимами объекта и редактирования |
Home | Центрирование объектов в 3D-окне | | Пробел | Вызов меню инструментов |
Z | Переключение между каркасным и сплошным видом объекта | | Ctrl-Z | Отмена последнего действия |
ЛКМ | Вставка точки (Левая Кнопка Мыши) | | Edge Split | Модификатор поверхности |
ПКМ | Выделение (Правая Кнопка Мыши) | | Spin | Вращение вершин вокруг оси |
Shift-ПКМ | Выделение нескольких вершин | | Spin Dup | Дублирование вершин вокруг оси |
B | Выделение прямоугольником | | W | Удаление дубликатов (меню "Specials") |
R | Вращать | | Ctrl-N | Пересчитать нормали наружу |
K | Нож | | Alt-RMB | Выделение контура |
Ctrl-E | Отметить как острый (меню "Edge Specials") | | Shift-Alt-ПКМ | Выделение нескольких контуров |
B-B | Выделение кистью | | Ctrl-D | Дублирование |
Ctrl-M | Зеркальное отражение | | H | Скрыть |
Alt-S | направить по нормалям | | | |
Получившийся подшипник идеален для создания подробного изображения, но, имея более 26000 вершин, потребуются серьёзные вычислительные ресурсы, особенно при наличии нескольких подшипников в сборке.
В моей модели станка с ЧПУ потребуется 60 подшипников, что с таким уровнем детализации составляет более 1,5 миллионов вершин, – значительно больше, чем "тянет" мой старый компьютер. Поэтому в части 8 мы рассмотрим как, сохраняя точность конструкции, значительно уменьшить количество вершин.
|